Мы с дочкой в машине. Забираю её из школы. Как-то само собой завязался разговор о том, хорошо или плохо быть на сцене, когда ты у всех на виду, на тебя смотрят, обожают и пр. Ну, например, когда ты певица или какой-нибудь другой артист. В классе по этому поводу у неё вышел разговор с подружками. Даже не разговор, а так: делились мечтами. Выслушиваю аргументы дочки, затем мнения её подружек. Неожиданно дочка переходит на глобальные обобщения:– Вот хорошо, если бы везде так. Все за тебя всё делают. Все тебя любят. Разве плохо быть в центре. Как какая-нибудь певица? Действительно, разве плохо быть в центре? Быть лучше всех? Важнее, ценнее, значительнее? Такие вопросы могут приходить в голову не только семилетней девочке. Начинаю с ней разговаривать и постепенно, слово за слово, прихожу к метафоре о надутом человеке и устройстве его внутреннего мира. – Вот представь себе воздушный шарик. Это душа какого-нибудь человека. Например, моя, твоя или ещё кого-нибудь. В душе каждого отражается весь внешний мир. И всё находит в ней свое место. Каждый человек, дерево, дом, все живое или неживое имеет свое представительство, посольство. Даже сам человек в своей собственной душе представлен внутренним собой. Вот возьмем нас с тобой. Ты сейчас рядом со мной и ты же есть у меня в душе. Это твой образ во мне. Ну, например, давай обозначим тебя в моей душе точечкой на шарике. Теперь я. Вот я здесь, перед тобой. Но точно также как и ты, я есть сам у себя в душе. Это образ меня. Пусть он тоже будет точкой на шарике. Так как я люблю тебя, то наши точечки расположены рядом, почти вместе. Но я же понимаю, что я – это я, а ты – это ты (Перлз, спасибо ), поэтому эти две точечки находятся немножко отдельно друг от друга. А теперь представь, что мной все восхищаются, все меня почитают и я, незаметно, сам для себя начинаю верить в то, что я самый лучший, уникальный, ценнее и важнее других и пр. Я начинаю сам себя раздувать, надуваться от чувства важности и значительности. Как воздушный шарик. Представь, он становится все больше и больше. А что же происходит с нашими точками: твоей и моей? Они удаляются друг от друга. И в такой вот ситуации, если ты начнешь говорить, например, просить о чем-нибудь, то твой голос внутри меня будет очень удален от меня самого, и я начну плохо слышать тебя. До меня твой голос не будет доходить. То есть я вроде бы и буду слышать тебя, но внутри меня твои слова будут очень тихими и слабыми. Но это еще полбеды. Теперь давай дополним картину. Ведь каждый человек связан не с одним единственным другим, а окружен большим количеством людей. И всех их можно отобразить в виде точек на этом шарике. И когда шарик раздувает, то все точки от него как бы убегают. В своем внутреннем мире такой раздутый человек становится очень одиноким, хотя в реальном пространстве его может окружать огромное количество людей, даже таких, кто любит его и хочет с ним быть вместе. И вот, наконец, последнее. Как я понимаю тебя? Как я знаю, что ты чувствуешь или хочешь? Это получается, когда я имею возможность в своем внутреннем мире встать на твою позицию, побыть на твоем месте. Но, когда человек раздут, другие от него так далеко, что ему страшно переходить в другие позиции. Он боится потерять себя и никогда не найти. Слишком большая пропасть между ним и другими точечками в его внутреннем пространстве. И тогда он застревает в своей позиции, знает только ее, затвердевает в ней, слышит и понимает только себя. И он глух к нуждам других, чужд их переживаний и эмоций. Такая вот история.Поэтому вроде и хорошо быть на сцене, но плохо когда эта сцена проваливается внутрь, попадает в сам шарик/душу, распирает его, и он раздувается. В этом случае появляется опасность стать раздутым. А когда человек во всех своих человеческих отношениях стремится исключительно в центр и только там видит свое место – это значит, его уже начинает потихоньку раздувать. И ему необходимо спуститься с внутренних небес на внутреннюю землю. Вот такая родилась метафора, и такой состоялся разговор. Валерий Дорожкин |
Понравился пост? Поддержи, нажми НРАВИТСЯ
Свежие комментарии